Главная | О нас

История УЖД

В 120 километрах от Санкт - Петербурга расположена железнодорожная станция Рогавка и посёлок городского типа Тёсово - Нетыльский Новгородской области. Здесь размещалось одно из крупнейших торфопредприятий СССР, принадлежавшее объединению "Ленторф", ныне именуемое как ОАО "Тёсово-1".

По мере увеличения количества добываемого торфа и открытия новых торфопредприятий в 1951 году было основано Тёсовское Транспортное Управление (ТТУ), которое занималось перегрузкой и транспортировкой торфа по узкоколейной железной дороге. Это предприятие долгое время гремело как одно из самых передовых в отрасли.

На севере Новгородского района Новгородской области расположен поселок городского типа Тесово-Нетыльский и железнодорожная станция Рогавка Октябрьской железной дороги. Здесь размещается некогда одно из крупнейших торфопредприятий объединения Ленторф - торфопредприятие «Тесово-1». По мере увеличения количества добываемого торфа и открытия новых предприятий в этой местности, в 1951 году в поселке Тесово-Нетыльский было образовано Тесовское транспортное управление (ТТУ), на которое были возложены задачи по транспортировке и перегрузке добытого торфа. Это предприятие долгое время «гремело» во всех сводках министерства топливной промышленности как одно из самых передовых в отрасли.

Добыча торфа на севере Приильменской низменности началась еще в 1930-х годах ХХ века. В то время эти места представляли собой большие труднопроходимые, а под час непроходимые болота. В 1933 году на Тёсовском болоте начали производить мелиорационные работы для возможности добычи торфа кусковым и резным способом, тогда же был открыт первый участок узкоколейной железной дороги. В районе старинной Новгородской деревни Финёв Луг появились первые поселения торфодобытчиков: Тёсовстрой, Фанерный, Центральный, Банковский и Восход, которые после Великой Отечественной Войны объединили в один поселок - Тесово-Нетыльский.

Ввиду отсутствия нормальных автомобильных дорог в данной местности, доставка оборудования, стройматериалов и людей к новым поселкам осуществлялась железнодорожным транспортом на станцию Рогавка по железнодорожной линии Павловск – Новолисино – Новгород, построенной в 1926 году.

Жилые дома для первых поселенцев, магазины и другие административные здания строили из бревен и фанерных щитов, изготавливаемых на местном заводе.

Первый торфодобывающий участок расположился западнее Центрального поселка, для вывозки добытого торфа с новых полей была построена узкоколейная железная дорога. Торф добывался багерами с паровыми силовыми установками (локомобилями). К концу 1930-х годов были подготовлены поля добычи торфа западнее деревень Клепцы и Пятилипы. Добыча торфа на этих полях уже велась багерами ТЭМП с электрическим приводом. Для снабжения электричеством торфодобывающей техники на поля проложили линию электропередач, а в поселке установили электроподстанцию. Вывозка торфа с полей осуществлялась в двухосных вагонетках - «вьюгинках» и четырехосных деревянных вагонах - «коломенках». На дороге работало несколько паровозов и легких мотовозов типа МУЗ и МУЗг.

К началу Великой Отечественной Войны торфоразработки приблизились к озеру Тигода, кроме того, были разведаны залежи торфа в районе деревень Заболотье и Вяжищи. К тому времени было организовано еще два рабочих поселка торфодобытчиков: Рабочий поселок №2 (Пятилипы) и Рабочий поселок №3 (Макушино). Торф предполагалось отправлять в Ленинград, на работающие на торфе государственные районные электростанции ГРЭС-8 (г. Кировск) и ТЭЦ-5 (г. Ленинград), но осуществлению этих планов помешала начавшаяся война.
Во время Великой Отечественной Войны эта территория была оккупирована немецкими войсками, тем не менее добыча торфа в это время продолжалась, торфяное топливо использовалось для нужд германской армии. В это же время была построена узкоколейная железная дорога от деревни Финёв луг до деревни Мясной бор. По дороге осуществлялось снабжение Второй Ударной Армии боеприпасами и продовольствием.

В середине 50 - х годов началось строительство рабочих посёлков Тёсово - 2 и Тёсово - 4, в которых были построены также типовые депо. На станции Тёсово - 1 (она же Тёсово - Нетыльский) была построена эстакада для перегрузки торфа, локомотивно - вагонное депо. На дороге внедрялась светофорная сигнализация, связь на локомотивах. По узкоколейке было организовано пассажирское движение в посёлок Тёсово - 2, основу локомотивного парка составляли паровозы.

К 1970 году была проведена полная реконструкция УЖД - в путь укладывали железобетонные шпалы, на стрелках устанавливали электроприводы. На дороге внедрялись новые путевые и торфодобывающие машины, в местном конструкторском бюро разрабатывался новый подвижной состав, на узкоколейке появились тепловозы ТУ4 и ТУ7. Вывозка торфа достигла огромных размеров, торфопредприятия работали круглые сутки, с полей вывозилось больше десятка составов с торфом по 30 и более вагонов каждый,со станции Рогавка уходило около 12 составов широкой колеи. На всей системе ТТУ в общей сложности было более 30 тепловозов и мотовозов. Это был расцвет УЖД.

После перестройки ТТУ, как и многие предприятия в стране было ликвидировано, а всё имущество передано нескольким новым торфопредприятиям. 1994 год стал переломным для жизни узкоколейки - главные потребители отказались от торфа, его добыча упала практически до нуля, его вывозили лишь для нужд поселковых котельных. Подвижной состав начали продавать или резать, почти 200-километровую систему УЖД тоже сдали в металлолом. Был разобран путь на Тёсово - 4, в 1995 году прекратилось движение на Тёсово - 2, а в 2002 году и сам путь туда разобрали. Спустя несколько лет обособленной работы, торфопредприятия Тёсово - 2 и Тёсово - 4 были ликвидированы.

В конце 1995 года был закрыт и затем разобран подъездной путь широкой колеи на перегруз от станции Рогавка, в этом же году прекратилось пассажирское движение от станции Центральный поселок до Тёсово-2. С 1998 года движение по большей части этого участка остановлено, участок от Тёсово-2 до станции Песочная также начали разбирать. Вплоть до 2002 года от поста №6 (Клепцы) до станции Песочная на мотодрезинах "пионерках" и даже на самоходных электростанциях ЭСУ по этому участку ездили рыбаки и охотники. В 2002 году было принято решение разобрать и этот участок, к новому 2003 году путь №1 от станции 4 пост до станции Песочная был демонтирован.

К 2004 году протяженность путей торфопредприятия Тёсово-1 составляла около 30 км, главный путь сохранился лишь вокруг озера Тигода, торфопредприятия Тёсово-2 - около 10 км, торфопредприятия Тёсово-4 - около 15 км. К концу 2004 года пути торфопредприятия Тёсово-2 были демонтированы, до 2009 года в локомотивном депо поселка сохранялись самоходная электростанция ЭСУ2а и тепловоз ТУ6А, которые были впоследствии перевезены автотранспортом на торфопредприятие Тёсово-1. К 2007 году торфопредприятие Тёсово-4 и узкоколейные пути были ликвидированы, по сей день остается в работе 100-метровый участок пути с одним стрелочным переводом для подачи 5 оставшихся торфовозных вагонов с помощью лебедки на поселковую котельную.

В 2008 году, ввиду неоднократных хищений рельсов охотниками за металлоломом, начался демонтаж 13 километров недействующей «петли» вокруг озера Тигода, также началась ликвидация недействующих станционных путей. К 2010 году протяженность главных путей торфопредприятия Тёсово-1 составляет приблизительно 20 км, временных - приблизительно 5 км.

В 2016 году общая протяженность путей Тёсовской УЖД составляет 20 км, производится регулярная вывозка торфа с единственного торфодобывающего участка №7, расположенного в Ленинградской области, для нужд поселковой котельной, а также для перегрузки на автотранспорт с последующей доставкой в котельные и сельхозпредприятия Ленинградской и Псковской областей. Ежегодный объем добычи торфа упал до 5000 тонн торфа в год и менее. Численность жителей поселка Тёсово-Нетыльский сократилась до 2500 человек, лишь 48 из них работают на Торфопредприятии «Тёсово-1»

Ныне действует только торфопредприятие "Тёсово - 1", в наше время снова стал возникать интерес к торфу - и это шанс на сохранение и развитие нашей узкоколейки

Skhema_Tyosovskoy_UZhD_2014.jpg
схема в полном размере

По состоянию на 2016 год сохранилось около 20 километров путей, вывозка торфа производится регулярно. Из сохранившейся техники: ТУ6А, ТУ6П, две самоходные электростанции ЭСУ2А, путеукладочный поезд.

Вход на сайт

Наши фото

RETRO-BUS

ПОМОЩЬ МУЗЕЮ

Друзья !
Наш музей с благодарностью примет любую помощь...Подробнее

Ближайшие мероприятия

Приглашаем 14 октября в поездку по нашей дороге! подробнее


Приглашаем волонтеров

Внимание!

Хотите увидеть музей изнутри? Покататься вдоволь на пионерках? Провести выходные в отличной компании?
Мы приглашаем неравнодушных поработать вместе с нами!
.Подробнее